Мифы и реалии дистанционного обучения

Американские системотехники некоторое время назад высказали мнение, в котором было немало иронии, относительно того, как происходит внедрение любого новшества. Сначала вокруг царит недоверие, затем в работу включаются лишь энтузиасты-одиночки, далее следует всеобщее ликование, вручение наград тем, кто к этому не имел никакого отношения, наказание невиновных, а заканчивается все началом серьезной работы.

Если воспользоваться данной классификацией для анализа современного состояния проблематики дистанционного обучения (ДО), то очевидным следует признать факт, что сегодня есть группа высших учебных заведений России, которые находятся в процессе серьезной работы. Что касается общества, то оно по большей части до сих пор испытывает эйфорию, возникшую в результате восприятия тех возможностей, которые предлагает ДО. Стоит сказать, что вызвана данная эйфория достижениями в области коммуникаций и в первую очередь развитием и повсеместным распространением всемирной паутины Интернет.

Именно поверхностное понимание проблематики ДО стало причиной того, что в данной области возникло несколько мифов. Причем эти мифы приносят серьезный вред, ведь их учитывают при принятии управленческих решений, а также разработке реального учебного процесса. Как раз данный факт и стал поводом к тому, что автор решил выложить свои мысли в данной статье. Однако все вопросы, которые здесь описаны, не следует воспринимать как системное изложение проблематики ДО и единственно правильную истину. Однако, если после ознакомления с этой статьей читатель начнет размышлять, то можно считать, что автор достиг цели, которую он ставил.

Существуют различные варианты расшифровки аббревиатуры ДО: Д - может трактоваться как дистанционное либо дистантное, О - образование либо обучение. С пониманием первых двух терминов сложностей не возникает. Термин «дистанционное» взят из русского языка. Что касается термина «дистантное», то источник его неизвестен. В русском языке такое понятие попросту отсутствует.

Существуют разные варианты толкования двух последних терминов. В русском языке термин «образование» трактуется как процесс и как результат. Однако, если речь идет о результате, то неуместно использовать термин «дистанционное образование». Подразумевая же процесс, данный термин вполне допустим. В последние годы все чаще употребляют термин «дистанционное обучение»: это более четко демонстрирует, что речь идет о процессе и подразумевается связь с технологиями обучения.

Мифы и реалии дистанционного обучения


Один из распространенных мифов гласит, что курсы дистанционного обучения - то же самое, что и курсы заочного. Естественно, что в основе заочного обучения лежит ДО, что характерно для учебных заведений, предлагающих обе формы обучения. Но можно и выделить ряд кардинальных отличий, которые привнесли стандарты заочного обучения и новые идеи дистанционного обучения.

Для заочного обучения характерно, что студент получает определенную специальность на основе заранее составленного учебного плана. дистанционное обучение в этом плане демонстрирует большую гибкость. У учащегося имеется возможность самому решить, какой будет его программа обучения, будет ли она включать один или несколько курсов, причем необязательно они должны иметь отношение к получаемой специальности.

Суть заочного обучения сводится, как правило, к разработке плана очных занятий, когда учащиеся посещают обзорные лекции для ознакомления с новым материалом, выполняют лабораторные работы, сдают зачеты и экзамены.

Программа дистанционного обучения подобные сессии может и не предусматривать, однако, если обратиться к современной практике ДО, то станет ясно, что на текущем этапе между обучающимся и преподавателем должна произойти, по крайней мере, одна встреча для итогового контроля. Самостоятельные тренинги должны помочь хорошо подготовиться к ней.